GerD
Выбираю женщин, даже на аватарах.
Так сказать, в преддверии решил перечитать Мартина. Когда я его читал первый раз, мигом оказался в вихре сюжета, ни на какой анализ не был способен и изъясняться мог, кажется, только восклицательными знаками. Когда я его перечитывал, по достоинству оценил, как лихо он совмещает интереснейшие психологические портреты (действительно классные, по окончании трёх томов нет ни одного неинтересного героя — кроме, быть может, Брана) с грандиозной сюжетной динамикой. Подобный тип книг мне до сих пор кажется самым-самым — никакие «романы идей» и рядом не стоят.

И только сейчас я понял, как невероятно круто там всё сделано. Особенно это видно в сравнении. До Мартина я читал несколько схожих авторов, так вот по чистой литературной технике Джордж их уделывает как Джейме Эйериса: просто подходит и сносит башку. Живые диалоги, которые интересно читать даже когда герои просто разговаривают, ни о чём (этого не умеют делать 99,9% даже талантливых авторов). Продуманная конструкция каждой главы, когда на концовку приходится или маленькая внутренняя кульминация или сюжетный «крючок», после которого отложить книгу невозможно. Или вот, к примеру, первая главка Арьи: девочки вышивают, образ иглы, который потом сыграет; Санса глазами Арьи, Джон глазами Арьи, Робб, Джоффри, Бран, Томмен, Пёс; наконец концовка — Кейтилин. И только тут понимаешь, что всё это время Мартин держал в кадре с десяток персонажей — и не просто в кадре, в фокусе. Отсюда этот бешеный эффект присутствия. Ни один герой не вываливается из восприятия: к примеру, Станнис, который появится ещё бог знает когда, упоминается уже на первых ста страницах и даже получает некоторую оценку. Портрет каждого персонажа формируется не столько его внутренним монологом, сколько миллионом штрихов, которые наносят на читателя глаза других героев.

И ещё. Я не очень люблю перечитывать. Мне жалко, что какие-то книги я прочитал очень рано и теперь не могу насладиться ими так, как в первый раз. Но с Мартином получилась забавная штука. Первый раз я читал его лет в семнадцать и, разумеется, наибольший интерес у меня вызывали или т.н. неоднозначные герои типа Джейме и Пса, или стильные мерзавцы типа Мизинца. А в этот раз я наконец-то по достоинству оценил внутреннюю красоту Эддарда. Ну и вообще занимательными кажутся совсем другие вещи, нежели тогда. Можно сказать, две книги по цене одной — и это уже праздник какой-то.


@темы: джордж мартин