Пока в киноблогах обсуждают «Брестскую крепость» (я, наверное, не попадаю — диплом; но уже примерно ясно, что и как), я вспоминаю свои любимые фильмы про войну. И ни один из них мне не нравится именно как про войну. Каждый в какой-то момент становится шире выбранной тематики — и именно в этот миг его хочется назвать «великим». (Хотя гадать, перешибёт кто-нибудь сцену высадки в «Райане» или нет, тоже своеобразное удовольствие.) Разве «Цельнометаллическая оболочка» только про Вьетнам? Она про тот миг, когда остаётся лишь стрелять — и именно в этот момент значок пацифиста вываливается из кадра. А происходит это на поле боя или, или у тебя в голове — неважно. «Братья по оружию», конечно, про «ужасы войны» (как затёрли, оказывается, это словосочетание…), но интереснее там наблюдать за коллективом: поначалу лиц вообще не различаешь, кого-то вышибает, приходят новички — а рота «Иззи» продолжает существовать как единое целое; с таким же успехом это могло быть не про Вторую Мировую, а, я не знаю, про футбольную команду (хотя не так завораживающе получилось бы, конечно).
А кто может поручиться, что «Terror, terror…» в конце «Апокалипсис сегодня» это про войну, а не про, допустим, жизнь вообще?..
Получается, мне не интересно про «подвиги дедов», любопытство вызывает какая-то более обширная мысль, выходящая за рамки конкретного события.