…Хочется, конечно, «Туманности Андромеды», не ремейка, а «Туманности» нового поколения, романа, который вошел бы в резонанс с прорывом в науке и технике, романом, который может стать проектом будущего для нации — как это произошло в конце 50-х с ефремовским. Но тут дело, конечно, не в Д.Федотове, который по крайней мере старался: не те времена, чтобы писать об астероидах; вместо того чтобы думать о космической экспансии, человечество занято изоляционистским проектом самоупорядочивания; вместо Королева и Гагарина — цукерберги и фицпатрики; какая уж тут «Туманность Андромеды». Только вот если Гость в самом деле появится на радарах — что будут делать все эти поколения, у которых не было своей фантастики? Нажимать на своих айпэдах кнопочку «Мне не нравится»?
И раздражает не то, что кому-то нужен «проект будущего для нации» — он, вообще-то, есть, только не имеет ничего общего со звездолётами. И не то, что у «поколения нет своей фантастики» — три ха-ха, что ж я тогда читаю? И не эта мерзкая ёрническая шпилька в сторону жмущего на всякие кнопки меня. Раздражает этот нелепый подход: должно быть так, а у вас не так — должен Гагарин в космос, а у вас Цукерберг в интернет; хочу космической экспансии, а тут какой-то фейсбук. Раздражает нежелание признать ценность за тем, что пульс жизни, метафора современности, знаковый образ — да называйте как хотите — конца нулевых лежит как раз вне области Проектов. Потому что с каждым годом я вижу всё меньше личной важности в том, что государство запустило человека в космос, и всё больше — в том, что умный парень смог чуть ли не в одиночку поднять огромное дело. И это, конечно, «Социальная сеть», а не «Туманность Андромеды». Ну а если Гость появится на радарах — давайте честно — что будут делать эти поколения, у которых «была своя фантастика»? Мне не нравится
Лев Данилкин — замечательный литературный критик, но как же его заносит. Первый раз у меня волосы встали дыбом, когда он принялся изо всех сил пропагандировать нон-фикшн — понять, зачем читать адаптированные для кого попало, увешанные словесными рюшечками выжимки из соответствующих наук (а именно так в пересказе Данилкина выглядит современный нон-фикшн) мне лично очень сложно. Но, может быть, я просто не пробовал. А сейчас у него явный идеологический крен, тоска — если я не ошибаюсь — по Проекту, по эпохе свершений, ну, по всякому такому. Вот из наименее яркого, но наиболее меня задевшего. Рассказывает про новый фантастический роман: